Таро Мир Леонардо Да Винчи — Leonardo Da Vinci Tarot | Энциклопедия карт Таро и оракулов Rozamira
^

Сайт посвящен Таро, оракулам, картам Ленорман. Галереи Таро, обзоры колод, магазины, где купить

Тароман — карты Таро
мир Да Винчи leonardo_da_vin4i

Характеристика Таро Мир Леонардо Да Винчи — Leonardo Da Vinci Tarot

Оригинальное название: Leonardo Da Vinci Tarot

Автор: Атанас Атанассов
Художник: Ясен Чизлев (Iassen Ghiuselev), Атанас Атанассов
Издательство: Авваллон 2009; Lo Scarabeo; Llewellyn Publications
Производство: Италия
Состав: 78 карт + инструкция
Язык карт: мульти
Размер карт: 6,6 см x 12 см; мини-издание 4,5 х 8,5см
Год: 2004, 2005, 2009
ISBN: 978-0738704098 Llewellyn Publications, 978-0738708942 Llewellyn Publications (набор с 64 стр. книгой Mark McElroy); 978-888395284-5 Lo Scarabeo; 978-888395591-4 (mini) Lo Scarabeo

Традиция: Смешанная
Младшие арканы: иллюстрации
Масти: жезлы, чаши, мечи, пентакли
Карты двора: Паж, Рыцарь, Дама, Король
Нумерация: Шут 0 Сила 11 Правосудие 8
Категория: художники

Другие колоды автора A. AtanassovBosch Tarots — таро Иеронима Босха, Золотое Таро Боттичелли — Golden Botticelli TarotGolden Tarot of Klimt — Золотое таро Климта, Golden Tarot of the Tsar — таро Золото Икон, Mantegna Tarot — Таро Мантеньи (Серебряное Пасьянсное), Tarot of Visconti Grand Trumps, Visconti Tarot — Таро Висконти
 Iassen Ghiuselev:  Таро III Тысячелетия — Tarot of the III Millennium

Прекрасные персонажи полотен и фресок великого художника итальянского Ренессанса Леонардо да Винчи, гармонично включающие в себя весь спектр человеческих чувств и отношений, вдохновили болгарских художников Ясеня Чизлева и Атанаса Атанассова на создание этой изумительной серии карт Таро. Эпоха Возрождения — одна из самых ярких в истории мирового искусства. Ее ранний период в Италии относится к первой половине XV века.

Леонардо да Винчи был основоположником стиля Высокого Возрождения. Выдающийся живописец, скульптор, архитектор и теоретик искусства, он непоколебимо верил в силу и мощь человеческого разума, и искусство было для него средством познания тайн природы и законов красоты. Самым совершенным творением природы Леонардо считал человека. В полных жизни и света творениях великого мастера угадываются земные, реальные люди, их сложный духовный мир и переживания. Поэтому образы с полотен и фресок Леонардо да Винчи смогли стать отличной основой серии карт Таро: в них всесторонне раскрываются характеры, чувства и жизнь людей.

Конечно сам Леонардо никогда не рисовал гадательные или игральные карты, но, безусловно, принимал участие в «игре козырей» (так тогда в Италии называлось Таро, состоящее из 78 изящно оформленных карт), этой игрой увлекались во всех домах миланской знати.

Атанассов уклонился от прямого копирования Леонардо да Винчи и создал уникальную серию карт Таро «Мир Леонардо да Винчи», как бы продолжив дело мастеров эпохи Ренессанса и показав достойный восхищения профессионализм восточно-европейской школы, подготовившей новое поколение деятелей искусств. Этот подход, который радикальным образом трансформирует традиционные фигуры Таро, раскрывает новые возможности для интерпретации.

Где купить Таро Мир Леонардо Да Винчи — Leonardo Da Vinci Tarot

*Ссылки на магазины показывают, что там была замечена данная колода.

Тароман — карты Таро

Обзор с зарубежных сайтов

Обзор Таро Мир Леонардо Да Винчи — Leonardo Da Vinci Tarot

Таролог Анна Кройтор Таро Мир Леонардо да Винчи

С любым тарологом, находящемся в поиске СВОЕЙ колоды, рано или поздно случается профессиональное счастье – счастье узнавания, сближения, мгновенного установления контакта с картами. Так у меня и случилось с Таро Мир Леонардо да Винчи: едва распечатав колоду, я ощутила такой мощный поток, что сразу же, не тратя ни минуты, смешала карты и стала делать расклад! Традиционные стадии «рассмотреть каждую карту»,  «помешать подольше», »поспать на колоде» и т.д. были пропущены за ненадобностью. Все это было уже после, а пока я держала в руках потрясающей силы и тонкости инструмент – каждый проверочный расклад попадал прямо в точку!

Особенности дизайна: мотивы картин основоположника стиля Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи, представлены в обработке болгарских художников Ясеня Чизлева и Атанаса Атанассова. Герои полотен да Винчи в колоде «обитают» на разных картах: например, женщина, поддерживающая ребенка за спинку, встречается нам на Тройке Кубков, а человек неопределенного пола, крутящий маховик, — на Колесе Фортуны. На самом деле это персонажи «Мадонны в гроте» (сложностям с определением пола сразу находится объяснение — на картине изображен ангел, существо по определению бесполое). Другим персонажам Таро да Винчи добавлены характерные детали: так Мона Лиза становится Папессой благодаря дорисованной (и, кстати, очень идущей ей) папской тиаре. Процесс узнавания известных сюжетов в картах может доставить отдельное удовольствие – по крайней мере, я его получила в Лувре: в зале Леонардо да Винчи переходила от картины к картине, прислушиваясь к своим ощущениям, завязанным на определенные мотивы и Арканы, соответственно.
       

Во всех картах сохранен стиль художника, в том числе, конечно, и своеобразные портретные характеристики его героев: мягкие на вид женщины с опущенными глазами и лицами без единой морщинки, крупные младенцы в «перевязочках», мужчины, чьи мышцы (даже лицевые!) сильно напряжены и детально прорисованы… Вся колода выполнена – и в этом единственное явное отличие от оригинала – в бледных тонах серого, зеленого, бежевого. Самым ярким элементом является коробочка темно-зеленого цвета.
Колода состоит из 78 карт + 1 дополнительной, рекламной. Поклонники системы доктора Папюса будут довольны: она отлично подходит на роль Белой карты, к тому же нумерация карт французская – с восьмым Правосудием и одиннадцатой Силой. Размер карт – 66 х 120 мм, бумага достаточно тонкая и маркая, правда, благодаря этому колода быстро приобретает «многоопытный» вид. Рубашка выполнена в серых тонах, на ней изображена Дама с горностаем (она же – Дама Скипетров в колоде).

С какими вопросами колода работает: самым прекрасным и совершенным творением Бога Леонардо да Винчи считал человека, так что к этой колоде можно обращаться с любыми человеческими вопросами. Она прекрасно работает на самых разных уровнях: дает ответы на вопросы бытовые, любовные, деловые, позволяет диагностировать наличие магического воздействия и состояние тонких тел, анализировать прошложизненные воплощения (к слову, эту колоду таролог Алиция Хшановская использовала для иллюстрации своей книги «Таро и карма» – это вполне оправданно). Редкая по своей универсальности и качеству работы колода.

Время на проработку: мне оно не потребовалось вовсе, с первых же раскладов (еще до зарядки!) колода отвечала предельно точно. От других тарологов слышала восхищенные отзывы о крайне коротких сроках для проработки – 2-3 дня. Возможно, это зависит от того, что колода очень пришлась по сердцу. Интересное наблюдение: в отличие от многих других колод, оказавшись не у дел, Таро Мир Леонардо да Винчи не выходит из строя. Через полгода ее можно взять с полки и как ни в чем не бывало начать с ней работать – «разогрев» даже не нужен.

Характер колоды: Таро Мир Леонардо да Винчи – это колода-аристократка! Бледность, хрупкость, утонченные линии и полные достоинства ответы на любой вопрос. Она подойдет тарологу, который не стесняется своей иньской, интуитивной части и имеет обостренное чувство прекрасного. На любые вопросы карты отвечают прямо, не миндальничая, но и не теряя сострадательности. Даже самые неприятные «слова» будут сказаны с человеколюбивой «интонацией». На Старшие Арканы очень приятно медитировать, а во время гадания ощущается сильный поток, приходит дополнительная информация, мысли и ощущения легко складываются в развернутое и понятное клиенту предсказание.
_______________________________________________________________

Выбор истинных ценителей: Таро «Мир Леонардо да Винчи»

Великий художник, военный стратег, амбициозный ученый и опередивший время инженер-изобретатель – вот далеко не полный список талантов Леонардо да Винчи. Всем известны его картины «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», однако гений да Винчи не ограничивается высочайшим уровнем живописной техники. В его рисунках настолько точно соблюдены пропорции человеческого тела, что врачи изучали по ним строение костно-мышечной системы. Не удивительно, что в честь такой значимой фигуры эпохи Возрождения была создана колода карт Таро, получившая его имя и основанная на картинах и эскизах великого художника.

Над созданием колоды работали два болгарских художника. В 1992 году Iassen Ghiuselev выполнил изображения для 22 карт Старших Арканов, а в 2002 году Atanas Atanassov оформил 56 карт Младших Арканов. Масти Младших Арканов – классические: жезлы, кубки, мечи, пентакли. В итоге получилось 78 карт высокого качества, проникнутых духом творчества Леонардо да Винчи. Поклонникам системы Папюса понравится наличие в колоде дополнительной карты — она прекрасно подходит для Белой карты. Да и Нумерация Старших Арканов выполнена на французский манер — Правосудие VIII и Сила XI.

На картах можно увидеть молодых женщин и мужчин, грудных детей и стариков, одетых в костюмы периода жизни да Винчи или обнаженных. Сохранены не только сюжеты картин, но и дух той эпохи: в выражениях лиц почти отсутствуют эмоции, люди неулыбчивы и даже мрачноваты — даже на такой светлой карте, как Солнце.

Оливковый, бежевый, зеленоватый, серо-голубой – в такой цветовой гамме выдержана вся колода. Благодаря этому возникает ощущение, что мы держим в руках наброски великого художника, сделанные его собственной рукой. Надписи и подписи на лицевой стороне карт напоминают заметки на полях черновиков великого итальянца. Названия Старших и Младших Арканов указаны на полях около рамки, окружающей изображение, и приведены на 5 языках: английском, французском, итальянском, немецком и испанском.

Новое издание колоды сопровождается книгой Марка МакЭлрой. Качество и стиль рисунков карт оценят любители эпохи Возрождения и изобразительного искусства, а тарологи любого уровня найдут в ней арканы, богатые образами и смыслами.

Колода «Мир Леонардо до Винчи» хорошо работает со всеми вопросами, касающимися Человека и отношений между людьми. Но Колоде свойственна универсальность — как и Гениальному Леонардо да Винчи, поэтому к ней можно обращаться с любыми вопросами. Причем многие тарологи отмечают, что времени на проработку Таро «Мир Леонардо до Винчи» практически не требуется.   

____________________________________________________________________

Таро Леонардо да Винчи

Обычно толкование карт немного отличаются друг от друга, а в некоторых случаях кардинально отличаются, поэтому то и советуют тарологи, прежде, чем приступать к большим раскладам, которые требуют хорошего знания карт и возможностей их интерпретации, научитесь делать расклады из одной или трех карт и тщательно прорабатывайте их значение. Это общие рекомендации при работе с картами Таро.

Для того чтобы познакомиться с колодой карт Таро Леонардо да Винчи, следует уделить пару строк человеку, чьим именем названа колода. 

Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селе Анкиано. Многие считают да Винчи его фамилией, но это ошибочное мнение. Да Винчи это просто подтверждение того, что человек родился в городке Винчи. Леонардо да Винчи добился потрясающих успехов в архитектуре, его знают и помнят, как прекрасного скульптора, но больше всего любил Леонардо рисовать. Он так и вошел в историю, как талантливый художник, создавший ряд великолепных картин, которые в наше время продаются за баснословно высокие суммы.

Леонардо да Винчи был основоположником стиля Возрождения. Художник высоко ценил человека, как творца мира и отдавал предпочтение его изображениям. Болгарским художникам Ясеню Чизлеву и Атанасу Атанассову, черпавшим вдохновение из образов, созданных великим мастером, удалось создать колоду карт Таро Леонардо да Винчи, в которой они показали жизнь людей , живших в первой половине пятнадцатого века. 

Леонардо да Винчи был «продвинутым» человеком своего времени, однако к алхимии и некромантии относился с презрением.

В те времена карты Таро служили для развлечения королей и придворной знати, поэтому каждую карту выписывали тщательно и скрупулезно. Колоды карт были богато оформлены и украшены. Леонардо да Винчи часто принимал участие в игре картами Таро и всегда обращал внимание на рисунки, которыми были заполнены карты. Если рисунки ему не нравились, колоду карт убирали со стола, и автору колоды строго настрого запрещалась дальнейшая работа над картами. 

Если рассмотреть колоду подробнее, то можно увидеть героев полотен Леонардо да Винчи на разных картах. На Тройке Кубков мы видим женщину, которая придерживает за спину ребенка. С человеком неопределенного пола, который крутит ручку маховика, мы вновь встречаемся на Колесе Фортуны. Нетрудно провести ассоциации с персонажами «Мадонны в гроте». Сложностей с определением пола не должно быть, так как на картине изображен ангел, а они существа бесполые. Некоторые персонажи Таро да Винчи остаются хорошо узнаваемыми, но им художники добавили некоторые характерные детали. Красавица Мона Лиза получает папскую тиару и становится Папессой.

Особое удовольствие почитатели таланта Леонардо да Винчи могут получить от одноименной колоды карт, рассматривая и угадывая хорошо известные сюжеты. Давайте сделаем это и мы. Стиль художника сохранили на всех картах. Женщины с опущенными глазами, мужчины с напряженными и прорисованными мышцами. Младенцы в перевязочках, узнаваемы сразу. Этих персонажей нельзя спутать ни с кем.

Высшим творением Бога Леонардо да Винчи считал человека, поэтому к колоде карт Таро Леонардо да Винчи можно обращаться с любыми вопросами, связанными с личностью человека. Колода отвечает на вопросы всех уровней, бытовых, любовных, финансовых.

Чем еще занимательна эта колода карт? Если нею долго не пользоваться, она не выходит из строя. С нею можно работать даже после полугодового перерыва, никакой разогрев не нужен. Таро Леонардо да Винчи называют колодой – аристократкой. Утонченные линии, хрупкость и бледность, а также полные спокойного достоинства ответы. gadanieonlinetaro.ru


Проработка / Обсуждение Таро Мир Леонардо Да Винчи — Leonardo Da Vinci Tarot

У Сумеречной таро Мир Леонардо да Винчи 

Мысли вслух о таро Леонардо да Винчи

ЖЖ [info]taro_da_vinchi

Форум о коллекциях ДеАгостини, Ашет, Eaglemoss — Таро Мир Леонардо да Винчи

МБК значения: Таро Мир Леонардо Да Винчи — Leonardo Da Vinci Tarot

СТАРШИЕ АРКАНЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ГАДАНИЯ.

0 Необычное поведение, инфантильность, отрешенность от материальных благ, отпуск, сумасшествие.

1 Воля, судьба, дипломатические способности, дух инициативы, отказ от любого типа внушения и предрассудков.

Перевернутая карта:
Ловкость, изворотливость.

2 Обучение, оккультные науки, спокойствие, мудрость, понимание и интуиция.

Перевернутая карта:
Невежество, предубеждение, истерия.

3 Действие, жизненная сила, ум, благоприятное влияние.

Перевернутая карта:
Плодородие.

4 Власть, стабильность, законность, защита и нерушимая воля.

Перевернутая карта:
Глупость, бесплодие, легкомыслие.

5 Сострадание, вера, терпение, облегчение, скромность, духовный учитель или советчик.

Перевернутая карта:
Злоба, нетерпимость, аморальность.

6 Любовь, связь, выбор, испытание, попытка и необходимость принятия решения.

Перевернутая карта:
Нерешительность, неверность, отдаление.

7 Победа, успех, известность, заслуги, развитие.

Перевернутая карта:
Поражение, неспособность, ошибка.

8 Равновесие, справедливость, беспристрастность, уважение, собственные суждения.

Перевернутая карта:
Несправедливость, проблемы с законом.

9 Мудрость, одиночество, сдержанность, осторожность и поиск духовности.

Перевернутая карта:
Зависть, опоздание.

10 Неожиданные события. Случай и успехи случайного характера. Период благоприятный, но не стабильный.

Перевернутая карта:
Нестабильность, Отсутствие преимущества.

11 Энергия. Сила. Смелость. Защита справедливости.

Перевернутая карта:
Лень. Импульсивность. Слабость.

12 Раскаяние. Искупление. Внутренний поиск. Альтруизм. Лишения.

Перевернутая карта:
Таинственный восторг. Болезнь. Наказание.

13 Перемена. Трансформация. Окончание чего-либо.

Перевернутая карта:
Сопротивление. Препятствие. Мерзость.

14 Ясность. Исцеление. Смягчение ситуации. Способность приспосабливаться. Здоровый отдых.

Перевернутая карта:
Страх. Недомогание.

15 Магнетизм. Сексуальность. Очарование. Магия.

Перевернутая карта:
Обман. Лесть. Внушение. Беспокойство. Ненависть.

16 Гордость. Бегство. Поспешный отъезд. Эмиграция. Разрушение. Заслуженное наказание.

Перевернутая карта:
Авария. Разорение. Хаос.

17 Надежда. Мечты. Благоприятные приметы. Новые идеи. Мир.

Перевернутая карта:
Безразличие.

18 Видения. Путешествия. Фантазия. Меланхолия. Притягательность неизвестного.

Перевернутая карта:
Колдовство

19 Счастье. Дружба. Искренность. Любовь. Успех. Гармония и слава.

Перевернутая карта:
Эгоизм. Раздражительность. Чувствовать себя несчастным.

20 Нравственное обновление. Рождение, но так же и окончание. Поиск улучшения. Испытание разума.

Перевернутая карта:
Раскаяние. Сомнения. Болезнь.

21 Совершенство. Общий удачный исход. Завершение какого-либо дела. Вознаграждение.

Перевернутая карта:
Инфантильность. Халатность. Иллюзии. Наркотики.

МЛАДШИЕ АРКАНЫ
ЖЕЗЛЫ (ТРЕФЫ)
1 Расход. Исходный пункт. Начало активности.

Перевернутая карта:
Материнство.

2 Отдых. Момент усталости. Чувство пресыщения. Подавленность. Депрессия.

3 Засада. Заговор. Скрытая опасность. Затевающий что-то за спиной враг.

4 Преданность. Забота. Нежность. Готовность помочь. Победа.

Перевернутая карта:
Акт насилия. Повышенное внимание.

5 Неоправданный страх. Слабость. Зависимость от кого-то.

6 Незаконное притязание. Победа. Пренебрежение. Злоупотребление слабостью.

7 Конфликт. Дискуссия. Открытая война. Спор с сильным противником.

8 Дальняя, но достижимая цель. Желание улучшения.

9 Оборона. Трудный момент. Необходимость защиты, помощи или убежища.

10 Замешательство. Дезориентация. Отсутствие цели или идеала. Изоляция.

п Ученик. Молодой человек с новыми идеями или решениями.

р Авантюрист. Бессовестный, неверный человек. Солдат.

д Посредница. Эксперт по связям с общественностью. Предлагает помощь исходя из собственного интереса

к Предприниматель. Зрелый, опытный и добросовестный человек. Авторитетный и сердечный.

КУБКИ (ЧЕРВЫ) 

1 Увеличение. Плодородие. Плодотворность. Благополучие. Питание тела и души.

2 Страсть. Завоевание в любви. Сексуальное притяжение. Любвеобильность.

3 Молитва. Религиозность. Благодарность. Покорная и молитвенная просьба.

4 Умеренность. Отказ от развлечений из-за проблем со здоровьем, но так же по религиозным или моральным причинам.

5 Медитация. Анализ. Тщательное наблюдение. Поиск истины.

6 Игра. Времяпрепровождение. Невинное удовольствие. Инфантильность.

7 Открытие. Сверхъестественное видение. Галлюцинация. Путаница в чувствах.

8 Пауза. Временное необходимое прерывание. Ожидание новых происшествий.

9 Совет. Голос опыта. Отцовский или дружеский совет.

10 Выздоровление. Окончание болезни. Преодоление проблем или конфликта.

п Доверенный, старый друг. Откровенный и честный человек.

р Проповедник. Распространитель политических, религиозных и гуманных идей.

д Любящая женщина. Мать. Хорошая подруга. Мудрая и чувственная женщина.

к Интеллигент. Зрелый мужчина, который предлагает решающую помощь.

МЕЧИ 

1 Энергия. Физическая или интеллектуальная динамика. Победа после жестокой борьбы.

2 Ненависть. Непримиримость. Безнадежная конфронтация. Физическая, вербальная или психическая сила.

3 Обсуждение. Прислушивание к чужому мнению. Критика. Возражение. Решительное противоречие.

4 Загадка. Ожидаемый ответ на вопрос. Необходимость возвышенных взглядов.

5 Нарушение верности. Отречение от веры. Лицемерие. Ошибочная дружба. Обман. Заговор.

6 Риск. Опасное, но неминуемое решение. Прояснение неопределенности. Путешествие в неизвестность.

7 Печаль. Страх. Стихийное бедствие. Причиненное другим горе. Мучение.

8 Наказание. Денежный штраф. Справедливый штраф из-за совершенной ошибки. Искупление.

9 Исповедь. Признание вины. Проявление и понимание мыслей и чувств.

10 Захват. Трудом добытая цель. Дальняя поездка.

п Посол. Молодой человек, который принесет сюрприз. Хорошие или плохие вести.

р Солдат. Усердный откровенный сотрудник. Сильный и осмотрительный союзник.

д Вдова. Молодая разведенная женщина. Женщина с богатым жизненным опытом.

к Политик. Управляющий. Судья. Дипломат. Благовоспитанный человек.

ПЕНТАКЛИ (денарии) 

 1 Успех. Изобилие товара. Достигнутая цель. Великая радость.

2 Двусмысленность. Корыстная дружба. Обманчивая солидарность. Оппортунизм.

3 Кооперация. Общая обязанность. Сотрудничество. Соответствие идей и действий.

4 Скупость. Излишняя любовь к деньгам. Подлость. Холодность чувств.

5 Бедность. Денежные проблемы. Рухнувшие начинания. Недостижимая цель.

6 Благотворительность. Предложение материальной или духовной помощи.

7 Рассеянность. Бессвязность. Излишнее напряжение. Бесполезная трата времени. Пустая трата денег.

8 Религиозность. Надуманность. Вера в себя или в других, иногда завышенная.

9 Обучение. Посредничество. Моральные и интеллектуальные ценности. Сознание.

10 Надежность. Конкретная основа. Солидные финансы. Объединенная семья.

п Исследователь. Детектив. Нескромный человек. Шпион.

р Консультант. Торговый представитель или эксперт по недвижимости. Страховщик.

д Наследница. Гордая женщина. Аристократка. Брак по расчету.

к Бизнесмен. Хитрый. В зависимости от ситуации жадный или великодушный торговец.

Винчи, художник
(Lionardo da) — один из величайших представителей итальянского искусства эпохи Возрождения, живописец, скульптор, музыкант, поэт, архитектор и ученый. Родился в Винчи, близ Флоренции, в 1452 г. Он был сын некоего Пьеро, нотариуса синьории во Флоренции. Заметив чрезвычайные способности сына к живописи, отец отдал его в учение к Андреа Верроккьо, одному из представителей тосканской школы живописи. Вазари упоминает о первом живописном опыте В., о «Медузе», лежащей на земле среди множества гадов. Многие знатоки искусства полагают, что это та самая картина, которая в настоящее время находится во Флоренции в Уффици, но Румор и Куглер склоняются к мнению, что флорентийская медуза есть только копия с оригинального произведения В. На картине Верроккьо «Крещение Господа» один из ангелов написан В.; по преданию, передаваемому Вазари, старый мастер, увидевши себя превзойденным работой ученика, бросил будто бы живопись. Как бы то ни было, но около 1472 г. В., которому было тогда лет двадцать, оставил мастерскую Верроккьо и стал работать самостоятельно. К ранним произведениям его принадлежат два картона: на одном изображен Нептун среди бушующих волн, с нимфами и тритонами; на другом грехопадение Адама и Евы среди пейзажа, представляющего рай. Об этих ранних произведениях трудно сказать что-либо определенное: они не сохранились. Вообще большинство произведений, слывущих под именем Леонардо в музеях, — либо копии, либо работы его учеников. Во всяком случае, о молодости В. имеется мало сведений; нормального и последовательного развития, столь заметного у Микеланджело и Рафаэля, нельзя проследить в жизни В. Приблизительно в 1480 г. он был вызван в Милан ко двору герцога Людовика Сфорцы в качестве музыканта и импровизатора. Ему было, однако, поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания в этой академии В. составил трактаты о живописи, о свете, о тенях, о движении, о теории и практике, о движениях человеческого тела, о пропорциях человеческого тела; Вазари упоминает также о «Трактате о перспективе», который должен был служить вступлением ко всем сочинениям В. по живописи и один экземпляр которого принадлежал Бенвенуто Челлини. В. был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцевании, фехтовании и пр. В качестве архитектора В. строил здания, особенно в Милане, и сочинил много архитектурных проектов и чертежей, специально занимался анатомией, математикой, перспективой, механикой; он оставил обширные проекты, как, напр., проект соединения Флоренции и Пизы посредством канала; чрезвычайно смелым был его план поднятия древнего баптистерия С.-Джиованни во Флоренции с целью возвысить под ним фундамент и таким образом придать этому зданию более величественный вид. Ради изучения выражений чувств и страстей в человеке В. посещал самые многолюдные места, где кипела человеческая деятельность, и заносил в альбом все, что ему попадалось; он провожал преступников к месту казни, запечатлевая в памяти выражение мук и крайнего отчаяния; он приглашал к себе в дом крестьян, которым рассказывал самые забавные вещи, желая изучить на лицах их комическое выражение. При таком реализме В. был в то же время наделен в самой высокой степени глубоким субъективным чувством, нежной, отчасти сентиментальной мечтательностью. В некоторых его работах преобладает то один, то другой элемент, но в главных, лучших произведениях оба элемента уравновешиваются прекрасной гармонией, так что благодаря гениальному замыслу и чувству красоты они занимают ту высокую ступень, которая упрочивает за В. безусловно одно из первых мест в ряду великих мастеров новейшего искусства. Кроме указанных ранних произведений В., следует еще упомянуть о двух потерянных портретах: Америго Веспуччи и Скирамуччио, а также о «Мадонне» (Madonne a la carafe), принадлежавшей Папе Клименту VII, которую Аржонвиль видел в Ватикане еще в середине XVIII века. К той же эпохе жизни В. принадлежит и «Св. Семейство» — картина, известная под названием «Vierge aux rochers» (Лувр). «Поклонение волхвов», по всей вероятности, заканчивает этот первый период творчества В. Предполагают, что приблизительно в это время он побывал в Риме, где будто бы написал для церкви Сан-Онофрие «Мадонну». Из предприятий, исполненных В. по поручению Людовика Сфорцы, особенно замечательна колоссальная конная статуя в память Франчески Сфорцы, вылитая из бронзы. Первая модель этого памятника нечаянно разбилась. В. вылепил другую, но статуя не была отлита вследствие недостатка в деньгах. Когда французы в 1499 г. захватили Милан, модель послужила гасконским стрельцам мишенью. Точно так же и другое великое произведение В., «Тайную вечерь», можно считать почти несуществующим. Она написана на стене (в 28 футов в трапезе монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Из свидетельства Амморети следует заключить, что эта картина была окончена в 1497 году. К сожалению, В. исполнил ее красками, из которых некоторые оказались очень непрочными. Уже через пятьдесят лет после окончания картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевезти картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована. В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена. В настоящее время, когда это великое произведение представляет такую печальную развалину, к нему приставлен смотритель и сделаны подмостки для зрителей. К счастью, уцелели оригинальные картоны некоторых голов, а также и копии, снятые учениками мастера, отчасти под его непосредственным наблюдением. Копия М. Оджиона, передающая произведение В. в малом виде, находится в петербургском Эрмитаже. Картоны сохраняются отчасти в великогерцогском собрании в Веймаре, отчасти у частных лиц в Англии. Некоторые эскизы находятся в венецианской академии, а первоначальный рисунок всей композиции — в парижском собрании оригинальных рисунков. По этим материалам сделаны были попытки воспроизвести «Тайную вечерь» в том виде, какой имела она вначале. К этим попыткам относятся гравюра Моргена и картон Босси; с этого картона сам Босси снял копию масляными красками, послужившую образцом для мозаики, находящейся в августинской церкви в Вене. Копия Феррари находится в галерее герцога Лейхтенбергского в Петербургской академии художеств. Благодаря всем этим попыткам мы можем иметь по крайней мере общее представление об этом великом произведении искусства.
В. работал медленно и оставил много неоконченных вещей, что объясняется частыми перерывами в его художественной деятельности. Эти произведения в большинстве случаев были оканчиваемы впоследствии его учениками. Поэтому картин, несомненно принадлежащих В., очень мало.
Едва ли можно причислить к произведениям В. картины: «Vierge au bas relief» (гал. лорда Монсона), «Скромность и Тщеславие» (дворец Шьяра-Колонна в Риме), три «Иродиады» (Вена), «Леда» (Берлин) и проч. Знатоки искусства признают подлинными только следующие произведения: «Тайная вечерь» (Милан), «Богородица и св. Анна», «Иоанн Креститель», «Джоконда», «Бахус», «Vierge aux rochers», портрет Лукреции Кревелли (в Лувре); «Vierge a la carafe» (Ватикан); «Голова Медузы», «Поклонение волхвов» (Уффиции), «Мадонна с Младенцем» (Ваприо вилла Мельци), «Мадонна Литта», «Св. Семейство» и портрет дамы (вероятно, Лукреции Кревелли, в Эрмитаже). Амброзианская библиотека в Милане обладает целой серией весьма интересных мелких набросков и рисунков, в числе которых особенно замечательны портреты Людовика Сфорцы и его жены, а также несколько других портретов. В. умер в Клу близ Амбуаза, во Франции, в 1519 г. Трогательный рассказ Вазари о его кончине на руках короля — вымышлен. «Трактат о живописи» был издан несколько раз, сперва на итальянском языке, а потом на немецком, испанском и французском. Первое издание, по рукописи библиотеки Барберини, появилось в Париже в 1651 г. под заглавием «Trattato della pittura con la vita dell istesso autore scritta da Rafaello da Fresne». Что касается до других рукописей В., то они находятся в разных собраниях, общественных и частных. Самая ценная коллекция рукописей хранится в парижской национальной библиотеке (один том) и во французском институте (тринадцать томов). Эти рукописи были взяты французами в 1796 г. из Амброзианской библиотеки. В 1881 г. Шарль Равессон Моллиен предпринял издание этих рукописей с фотографическими facsimile, буквальной транскрипцией, французским переводом, предисловием и систематическим оглавлением. Последний, четвертый, том вышел в 1889 г. Amoretti, «Memori storiche sulla vita, gli studjet le opere di L. da V.» (1804); Brun, в «Kunst u. Kunstler» Dohm’a, 3 части); Muller-Walde, «L. da V. Lebensskizze etc.» (Мюнхен, 1889); Вазари, «Биография Л. да В.» (т. 45 «Библиотеки для чтения», 1841) и Э. Франтца, «Тайная Вечеря Л. да В.» (в «Вестнике изящных искусств», 1886).
В. Чуйко.
Ученые работы В. заключаются главнейшие в следующем. Он изобрел так называемый овальный патрон, служащий для обтачивания эллипсов произвольного эксцентриситета на токарном станке. Известно, что он занимался различными вопросами механики, как можно судить по оставшимся после него записным книжкам, заключающим много весьма разнообразного материала; но цельных сочинений по механике не осталось. Вентури в своем «Essai sur les ouvrages physico-mathematiques de Leonard de Vinci» (Париж, 1797) указывает на то, что В. был известен закон возрастания скорости свободно падающего тела. Либри в своей «Histoire des sciences mathematiques en Italie» (Париж, 1838-41) приписывает В. следующие исследования: О падении тела по наклонной плоскости, о центрах тяжести пирамид, об ударе тел, о движении песка на звучащих пластинках, о законах трения, и изобретения: динамометра, одометра, некоторых кузнечных инструментов, лампы с двойным притоком воздуха; кроме того, Либри говорит, что В. написал сочинение по гидравлике. Ему приписывают также разъяснение видения предметов зараз двумя глазами в отличие от рассматривания только одним.

Похожие записи: